Первым человеком от власти, доказавшим, что Крым и Севастополь хороши в любое время года, стала Великая правительница Российской Империи Екатерина II. Со 2 января по 11 июля 1787 года состоялся знаменитый Таврический вояж — путешествие Екатерины Великой и двора, а также приглашённых иностранных гостей по Крымскому полуострову. Это историческое событие поражает своими масштабами: императорский поезд состоял из 14 карет, 124 саней с кибитками и 40 запасных саней. Екатерина II ехала в карете на 12 персон, запряжённой 40 лошадьми, где её сопровождали придворные, прислуга, а также представители иностранных дипломатических миссий. Принять участие в инспекции южных провинций были удостоены иностранные министры: граф Кобенцель — посол немецко-римского императора, Фицгерберт — английского и граф Сегюр — французского двора. Организатором сего масштабного события стал князь Потёмкин, который не только представил императрице мнимые поселения, позже вошедшие во фразеологический оборот «потёмкинские деревни», но и Амазонскую роту Российской империи — подразделение русской армии, целиком состоящую из ста благородных жён и дочерей Балаклавских греков. Рота была создана по указу Потёмкина как пример храбрости и мужества, проявленный женщинами в годы Крымской войны.
С тех пор на полуострове Крым, в Севастополе, имеются архитектурные «свидетели» знаменитого вояжа — «Екатерининские мили» — дорожные знаки, построенные в 1784 — 1788 годах на предполагаемых путях следования Екатерины Великой из Петербурга в Крым. Потёмкин велел установить верстовые столбы на каждой версте и особые «мили» через каждые 10 вёрст. К настоящему времени сохранились только «мили», часть — в черте города Севастополь, имя которому также дано далеко смотрящей, настоящим стратегом Екатериной II. Совершенно не случайно императрица назвала город на Крымском полуострове «Августейшим» — Севастос — эквивалент латинского титула «Август» (Императорский). Осматривая жемчужину короны Российской Империи — Крым — вместе с Екатериной, ответим на вопрос: «Почему на протяжении многих веков за Севастополь яро сражались».
Забираясь в царскую карету по золоченым ступеням, опираясь на руку лакея в белой перчатке, занимаем удобные места. Покатили по скалистым берегам, делая остановки на живописных севастопольских мысах. Например, мыс Фиолент, переводится как «тигровый» — по «окрасу» камней на мысу. Здесь же открывается невероятно красивый вид на Чёрное море, удивительным является то, что с разных точек мыса вид на одно и то же море будет не менее удивительно разным. Мыс Фиолент — излюбленное место маринистов. В разные годы художники творят свои полотна с натуры, например, в коллекции Айвазовского тоже есть картина, изображающая это место — «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент» (1848 год). Стоит сказать, что именно здесь, на тигровом мысу, находится место паломничества верующих людей — Георгиевский мужской монастырь. По преданию моряки, терпящее крушение в 841 году, но оставшиеся в живых, основали в скале Свято-Георгиевский монастырь. Сюда же, если верить преданиям, впервые вступил апостол Андрей Первозванный для проповеди Евангелия. С тех незапамятных времён к нашим дням — мыс Фиолент — источник вдохновения и величайший образец природной красоты.
Колесим по серпантину от мыса к побережью — к ярчайшему образцу греческой колонии — Херсонесу. В Севастополе сохранилась канализационная система древнего города, оборонительные сооружения, остатки священных храмов — базилик в базилике, а также восстановлены фрагменты напольной фрески. Нельзя не сказать о том, как грамотно древние греки подходили к застройке своих городов, как красиво их украшали и что самое важное — содержали в чистоте и порядке. Историзмы говорят о жизни в этом полисе вплоть до 14 века. Особенный трепет души вызывают оборонительные сооружения Корсуни и Херсонеский колокол. Последний представляет собой некогда звуковой маяк вплоть до появления у кораблей радиолокаторов после Великой Отечественной войны. Императрица Екатерина II на момент посещения Крыма и Севастополя увлекалась греческой культурой, в том числе и изучением языка, посему не могла не отдать должного внимания Херсонесу. Не говоря уже о знаменитом геополитическом проекте императрицы «Греческий проект», предполагавший сокрушение Османской империи и раздела её территорией между Россией, Священной Римской империей и Венецианской республикой.
Севастополь же снискал историческую славу благодаря своей первой обороне, которая длилась 349 дней с 13 сентября 1854 года по 28 августа 1855 года. Тогда это событие не сходила с газетных полос мировых изданий. Силы противников были неравными, но русским солдатам не представлялось возможным отдать город — стратегический порт на черноморском побережье — противнику. В Севастополе «свидетелями» тех героических времён являются Константиновская и Михайловская батарея (где фасад «украшают» выбоины от оружейных залпов), братское кладбище защитников Севастополя с захоронениями выдающихся военных Российской Армии, музей «Панорама», рассказывающий об одном дне Крымской войны 1853 — 1855 годов. У каждой войны есть герои, у первой обороны Севастополя тоже свои имена: Даша Михайлова (Даша Севастопольская): одна из первых военных сестёр милосердия; Матрос Кошка (Кошка Пётр Маркович): матрос Черноморского флота, награждён 3-я знаками отличия Военного ордена и 4 медалями; Матрос Игнатий Шевченко (Игнатий Владимирович Шевченко): матрос Черноморского флота, герой обороны Севастополя, своей грудью закрыл командира, лейтенанта Бирилёва; Минёр Мельников (Александр Васильевич Мельников): во время войны получил прозвище «севастопольский крот», знаменитый минёр на 3-м бастионе; Адмирал Нахимов (Нахимов Павел Степанович): русский флотоводец, адмирал, пользовался величайшим нравственным влияние на солдат и матросов, которые называли его «отцом-благодетелем». Во время Крымской войны был смертельно ранен, позже скончался. Крымский историк Дюличев такими словами описывает похороны Нахимова: «От дома до самой церкви стояли в два ряда защитники Севастополя, взяв ружья в караул. Огромная толпа сопровождала прах героя. Никто не боялся ни вражеской картечи, ни артиллерийского обстрела. Да и не стреляли ни французы, ни англичане. Лазутчики безусловно доложили им в чём дело. В те времена умели ценить отвагу и благородное рвение, хотя бы и со стороны противника. Грянула военная музыка полный поход, грянули прощальные салюты пушек, корабли приспустили флаги до середины мачт. И вдруг кто-то заметил: флаги ползут и на кораблях противников! А другой, выхватив подзорную трубу из рук замешкавшегося матроса, увидел: офицеры-англичане, сбившись в кучу на палубе, сняли фуражки, склонили головы…».
Проезжая в императорском кортеже мимо памятника выдающему гению российского флота, словно возвышающемуся над кораблями и морем, Адмиралу Нахимову строчки рождаются и ложатся на крафтовый лист:
«Екатерины очертаниеИ благодарные потомки — севастопольцы — выстроили город-герой, который практически полностью был разрушен во время Великой Отечественной войны. Примечательно, что архитектоника города отвечает понятию «морской фасад»: здания проектировались так, чтобы со всех сторон (с суши и с моря) просматривались красиво.
Таврический вояж продолжает своё путешествие по кольцевой, от которой лучами «разлетаются» узкие улочки. На одной из таких уютных улиц располагается памятник Великой Императрице. Его история достойна отдельной главы. Екатерина II, представленная в бронзе севастопольским скульптором Станиславом Чижом, держит в руках свёрток с указом князю Потёмкину о создании города: «Именный указа генерал-губернатору, князю Потёмкину об устройстве новых укреплений. Объявляем сим волю НАШУ устроить следующия укрепления: Крепость большую Севастополь, где ныне Ахтияр и где должны быть Адмиралтейство, верфь для первого ранга кораблей, порт и военное селение. Екатерина». Памятник Императрице был поставлен в 2008 году с большим противостоянием между властями и жителями города-героя: первые считали не совсем верным постановку такого памятника, вторые не понимали, как можно не почтить память и все стратегические действия в отношении Севастополя основательницы города-героя. В день открытия «Екатерины Великой» более 7 000 жителей Севастополя возложили цветы к постаменту памятника выдающейся российской правительницы.
Севастополь и правление Екатерины — это та историческая веха, которая ощущается в городе-герое сполна: вальсирующие волны, Андреевский флаг на ветру, нахимовская выправка военных да и само название города, его основание — говорит о высоком значении и роли города в Российской Империи.
И Екатерина II держала своё слово: «Я имею честь быть русской, я этим горжусь, я буду защищать Мою Родину и языком, и пером, и мечом — пока у Меня хватит жизни...», посему и Севастополь яро защищался на протяжении многих столетий без привязки ко времени…